Хочу опубликовать свои небольшие изыскания на тему мостов. В Ворде все было более или менее красиво, не знаю как сюда полноценно перенести...
Речь пойдет о «четырнадцати болтовых» мостах (14 bolt axle), которыми комплектовались машины GM последние десятилетия. Были еще мосты Dana, но у них болтов меньше.
Не смотря на, обилие информации в интернетах, люди часто не различают какая модель заднего моста у них установленная. Да и сам я первое время с трудом мог понять, что передо мной.
Само название, «четырнадцати болтовый» мост», происходит от количества болтов на крыше дифференциала, а под эти именем прячется целых три модификации чугунных изделий. Условно, эти модификации называются 9.5, 10.5 и 11.5 согласно диаметру ведомой шестерни (ring gear) в дюймах. Первые два берут свое начло еще из 70-х годов и претерпели некоторое количество изменений, дойдя до наших дней, последний же – это достаточно свежий продукт, вышедший на рубеже веков.
Между собой, кроме массогабаритных характеристик, мосты отличаются по форме крышки. Размеры корпуса дифференциала увеличиваются в этом ряду пропорционально размеру ведомой шестерни и, соответственно, уменьшается дорожный просвет.
hflbrfk heВажным отличие моста 9.5 от его более крупных собратьев является конструкция полуосей – оси полуразгруженные (semi float) т.е. кроме передачи крутящего момента еще и воспринимают вес автомобиля. Сама полуось является ступицей колеса и крепится одним концом в корпусе дифференциала за счет С-клипсы. Кроме этого, этот мост бывает в вариантах на 6 и 8 колесных шпилек
10.5 и 11.5 имеют разгруженные полуоси (full float) т.е. оси которые передают только крутящий момент на ступицу. Сама же ступица – это отдельный узел, крепящийся на цапфе моста. Потенциально, это весьма надежная конструкция при должном уходе. Слабым местом, на мой взгляд, является ступичная гайка и пре ее неправильной затяжке возможны необратимые повреждения цапф и подшипников. Еще эти мосты причисляют к грузовым, но я бы исключил отсюда 11.5 из за ряда упрощений, о чем ниже.
По внешнему виду тип конструкции полуоси легко отличить, если посмотреть на ступицу. В случае разгруженной полуоси, виден дополнительный ряд болтов крепления полуоси к ступице. Аналогичное крепление полуосей можно видеть на многих отечественных и импортных машинах: ГАЗ, ЗИЛ, УАЗ, некоторые TLK 80/105 и т.п.
hflbrfk heТак же есть некоторое количество отличий в конструкции редукторов. Здесь особняком стоит мост 10.5 по двум причинам:
- Корпус дифференциала имеет разъемную конструкцию и четыре сателлита.
hflbrfk he- Ведущая шестерня (pinion) имеет дополнительный подшипник для более жесткой фиксации в корпусе редуктора, а также собственную крышку подшипникового узла Pinion Support
hflbrfk heВсе это не только роднит 10.5 с настоящими грузовыми мостами, но и дает некоторые преимущества при тюнинге.
Начинка мостов 9.5 и 11.5 весьма схожа и не имеет никаких выдающихся особенностей, между собой отличаются лишь размерами.
hflbrfk heСам я был немного опечален, тем фактом, что 11.5 нечто среднее между 9,5 и 10,5. Фактически, это раздутая центральная часть от 9,5 со ступичным узлом от 10,5…. Слышал мнение, что задача была в увеличении размера подшипников и большей жесткости самого корпуса под более моментный дизель. Тем не менее, о каких-либо проблемах с мостом 11.5 в условиях гражданского применения я не слышал, но удешевление конструкции налицо.
Основные ТТХ свел в таблицу.
Источники:
https://lugnut4x4.com/axles/14-bolt-axle-identification/
http://billavista.com/tech/Articles/14-Bolt_Bible/index.htmlhttps://www.pirate4x4