Автор Тема: "Дозаправить кондиционер, это не колеса подкачать."(с)  (Прочитано 3436 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Акулыч

  • Модератор
  • Подполковник Клана
  • *
  • Сообщений: 4872
  • зачОООтка: +89/-3
  • Откуда: Москва. Ясенево.
  • Экспресс 4х4 2004г. 6.0+6L80
Итак.
Дозаправка для «чайника»
Как это работает.
Можно просто поехать в сервис или остановиться у придорожного «Заправка кондиционера за 1000руб.», только при этом важно понимать, за что платишь деньги, чтоб не жаловаться потом, что не работает/не холодит нифига.
Если перевести понятия и термины, с холодильных на обычный русский язык, то вроде как ничего запутанного и нет.
Для оценки работы кондиционера, необходимо подключить манометрическую станцию или более продвинутый прибор, что есть на сервисе, но обязательно нужно видеть показания манометров на низкой и высокой стороне кондиционера. Иметь контактный термометр или лазерный пирометр и обычный термометр, с щупом, для измерения температуры воздуха.
Заправлять кондиционер можно тремя способами.
- в пустую систему залить фреона по весу. Способ не оценивает состояние загрязнение конденсатора и испарителя, снаружи.
- по переохлаждению на конденсаторе
- по перегреву на испарителе.
По весу. Едем в сервис, там подключают систему заправки, дальше она все делает сама и тему можно далее не читать.

По переохлаждению на конденсаторе.
Типичная схема построения конденсатора кондиционера. Картинка честно стырена на просторах интернета, была адаптирована под показания R134a.


Для оценки нормальной работы системы, надо знать температуру фреона на входе и выходе конденсатора.
Определить температуру на входе в конденсатор (Точка А) очень легко.
Давление на манометре высокого давления соответствует температуре конденсации фреона при конкретном давлении. Узнать эту температуру можно тремя способами:
- по «линейке холодильщика». По желтой стрелке выставляем давление – 15бар. По красной стрелке смотрим температуру фреона R134a при этом давлении = 58 градусов.


- по приложению на смартфоне. Соответствует той же банальной «линейке холодильщика». Выставить давление, выбрать фреон и покажет температуру. (Самое точное)
- по манометру высокого давления. Однако стрелка, как правило, будет немного заслонять значение температуры. Самый неточный способ. Зависит от качества исполнения самого манометра.


Для измерения температуры фреона на выходе из конденсатора (точка D), необходим пирометр или контактный термометр, которым нужно померить температуру трубки, это и будет, ориентировочно, температура фреона.
Разница между температурой в точке А и в точке D и будет показателем качества работы конденсатора и кондиционера в целом.
Нормальная величина переохлаждения фреона, в конденсаторах с воздушным охлаждением, находится, как правило, в диапазоне от 4 до 7 Кельвинов. (В холодильной тусовке Кельвин = градусу Цельсия.)
Это в холодильных терминах. Обычным языком это означает, что фреон, в нормально работающем конденсаторе, должен иметь разницу в температуре между входом (точка А) в конденсатор и выходом из него (точка D), в пределах 4-7 градусов. Значит охладиться на эту величину. По холодильному это называется – переохлаждение.
Когда величина переохлаждения выходит за пределы обычного диапазона температуры, это часто указывает на ненормальное течение рабочего процесса.
Поэтому ниже рассмотрим различные случаи неправильного переохлаждения:
На рисунке приведено различие в состоянии фреона внутри конденсатора при нормальном и ненормальном переохлаждениях. Температура в точках tA=tB=tC=tE=58°C и равна температуре конденсации tк-58°С. Замер температуры в точке D дает значение tD=55°C, следовательно, переохлаждение=58-55=3 К.
Когда холодильный контур работает нормально, последние молекулы пара фреона конденсируются в точке С. Далее жидкость продолжает охлаждаться и трубопровод по всей длине (зона C-D) заполняется жидкой фазой фреона, что позволяет добиваться нормальной величины переохлаждения.
В случае нехватки фреона в конденсаторе, зона C-D залита жидкостью не полностью, имеется только небольшой участок этой зоны, полностью занятый жидкостью (зона E-D), и его длины недостаточно, чтобы обеспечить нормальное переохлаждение. В результате, при измерении температуры в точке D, получим её значение выше нормального. И чем меньше будет хладагента в установке, тем меньше будет его жидкой фазы на выходе и конденсатора и тем меньше будет его степень переохлаждения и тем выше температура на выходе.
При значительной нехватке хладагента в контуре холодильной установки, на выходе из конденсатора будет находиться парожидкостная смесь, температура которой будет равна температуре конденсации, т.е. температура точки А будет равна температуре в точке D, то есть переохлаждение будет равно 0 К.
Таким образом. недостаточная заправка фреона всегда приводит к уменьшению переохлаждения.
Повышенное переохлаждение (как правило, больше 7 К).


Исходные данные те же, на манометре 15 бар, температура конденсации 58°C.
tB=tE=tк=58°C tD=48°C, следовательно, переохлаждение=58-48=10 К
В этом случае длина зоны конденсатора, полностью залитая жидкостью, увеличивается и может занимать весь участок E-D. Количество жидкости, находящееся в контакте с охлаждающим воздухом, возрастает и величина переохлаждения, следовательно, тоже становится больше. Вывод:
- Слишком малое переохлаждение (менее 4 К) свидетельствует о недостатке хладагента в конденсаторе.
- Повышенное переохлаждение (более 7 К) указывает на избыток хладагента в конденсаторе.
В нашем случае, нормально работающая система, с давлением на высокой стороне в 15 бар, имеет температуру фреона на выходе из компрессора в 58°C, то на выходе из конденсатора, температура фреона должна быть в пределах 51-53°C
Однако!
Эффективность работы конденсатора очень сильно зависит от его чистоты и объема воздуха, проходящего через конденсатор.
В наших машинах есть вискомуфты и электровентиляторы, на холостом ходу, в обоих случаях, воздуха, проходящего через конденсатор, недостаточно для эффективной работы кондиционера. Поэтому, в жарком климате, ставят дополнительные вентиляторы на конденсатор кондиционера, который помогает основному, в «трудные» периоды работы кондиционера, за ХХ и в пробках. При загрязнении и недостатке воздуха, давление на высокой стороне начинает расти, температура на выходе расти, величина переохлаждения падать.
В продвинутых системах управления, этот дополнительный вентилятор включается в помощь основному, когда давление превысит определенный порог.
На ходу такого не происходит, потока воздуха достаточно для эффективной работы системы.
По этому, я бы советовал заправить кондей в режиме ХХ на переохлаждение 4-5 градусов, что бы на ходу, при увеличении расхода воздуха, система вышла на оптимальный режим работы.
Ну и перед дозаправкой, желательно, хотя бы продуть конденсатор, изнутри наружу, в идеале – промыть.

По перегреву на испарителе.
Перегрев- это разница между температурой испарения фреона (определяется, как и в предыдущем варианте, по давлению) и температурой после испарителя.
Оптимальное значение перегрева, обычно, находится в пределе 5-7 К(°С)


Температура в точке В = температуре точки E = температуре испарения = 5°С. Фреон кипит, испаряясь. Между точкой В и Е должен быть жидкий, активно испаряющийся фреон.
В том случае, когда парами заполнен только участок C-D, обеспечивается нормальный перегрев (например, 7 К).
При нормальной работе холодильного контура последние молекулы жидкости испаряются в точке С.
В нашем случае, если температура точки D равна 12 °С, то перегрев равен 7 К, 12–5 = 7К Режим оптимально работающего испарителя.


В случае нехватки хладагента в испарителе, когда последние молекулы жидкости испарятся, например, в точке Е или еще раньше, длина участка трубопровода, заполненного только парами, возрастает, что приводит к нагреву паров фреона больше чем нужно. При этом замер температуры в точке D может дать значение, например, 19 °С, то есть перегрев составит 14 К.
Перегрев выше нормы говорит о недостатке хладагента- систему нужно заправлять до достижения требуемой величины перегрева.
В случае переизбытка фреона, жидкая фаза продолжает испаряться в точке D, значение температуры в точке D может быть близко к нулю. Возможно обмерзание трубки, выходящей из испарителя, в особо «удачных» случаях вплоть до компрессора. Значит фреон не испарился полностью и жидкость может попасть в компрессор. Можно отхватить гидроудар компрессора. Снижение перегрева говорит о переизбытке фреона - его необходимо слить.
Максимум, трубка, выходящая из испарителя, может потеть, так как ее оптимальная температура должна находится в пределах 10-12°С, где-то зоне точки росы.
Дополнительно можно проконтролировать температуру, выходящую из воздуховода. Вот тут необходим обычный, воздушный, термометр. В нашем случае, температура кипения фреона 5 °С, добавляем температуру перегрева фреона 5-7°С, значит температура воздуха на выходе из воздуховода будет в диапазоне 10-12°С (если меньше — перелив фреона и если выше - нехватка).
Мое мнение, что заливать фреон оптимально, на давление на низкой стороне в диапазоне от 2 бар до 2.5 бар, соответственно, в нормально работающем испарителе, температура воздуха из воздуховода, при 2 бар будет в диапазоне 6-8°С и выходящая трубка испарителя начнет активно потеть, при 2.5 бар в диапазоне 10-12°С.
Обмерзание (иней) на выходящей трубки из испарителя категорически недопустимо.
Все вроде хорошо, заправлено по массе, согласно инструкции, но кондей нифига не холодит.
но GM заботливо разложил для нас грабли.
В 400-й и 800-х Тахо/Субурах нигде не стоит фильтр салона, даже на 900-х р не на всех машинах имеется. В том числе на Эскаладжах.
В автобусах GM вообще нигде, вплоть до сего года.
Не любит GM своих покупателей.
Вся пыль, мусор и срачь, через вентилятор печки, летит в первую очередь на испаритель. И на нем образуется войлочная подушка, мешающая проходу воздуха. Открыв печку спереди, у себя на Саване, обнаружил залежи всего что летело на испаритель за годы использования до меня.
С испарителя снял войлочную шубу, перекрывающую почти половину испарителя. На фото уже почти "чистый" испаритель.



Выходит, если даже при нормальной заправке фреона, при грязном испарителе, проход воздуха через него существенно падает, фреон не успеет нагреться от потока воздуха через испаритель. Получаем симптомы переизбытка фреона. Система нормально работать (охлаждать воздух) не будет.
Так что если серьезно подходить к исправности своего кондиционера, конденсатор и испаритель должны быть чистыми и работать в оптимальном режиме.
Пример фильтра салона, стоящего перед испарителем. Летний сезон, за 15тык, Москва. Весь этот мусор летит на испаритель.


З.Ы. Давление фреона в системе, в не работающем кондиционере, не зависит от количества фреона в системе, от слова совсем. Хоть 100 грамм, хоть 1кг, дадут одинаковое давление. Величина давления зависит только от температуры наружного воздуха. По давлению, при данной температуре снаружи, в не рабочей системе, можно лишь узнать какой фреон залит. Больше никакой информации величина давления не несет.
З.Ы. З.Ы.
Соотношение 2.5 бар и 15 бар взяты из головы, это совсем необязательные парные величины. Неизменные, это величина перегрева и переохлаждения. Все остальные параметры зависят от чистоты конденсатора, испарителя, наружной температуры и количества воздуха, проходящего через них (чем больше, тем лучше).
В идеале, надо контролировать работу как конденсатора, там и испарителя. Там все взаимосвязано.
Учиться никогда не поздно, но иногда, бесполезно.

Оффлайн rewers22

  • Подполковник Клана
  • ****
  • Сообщений: 7445
  • зачОООтка: +269/-18
  • Откуда: Москва.Центр
  • зверуша
в  системах  с  доиспарителем  (  люминевый  рессивер  в низкой линии)  -   нужно  что б  он  тож  был  частично  заполнен.Потому   измерения  перегрева   нужно  производить  на  выходе  из  рессивера  -  шланг  к  компрессору.
опытный  человек  это делает  руками и  смотрит на   показания  низкого  давления

п.с.  обычно  каждая  10  дозаправка не верная .Просто  потому  что   нет  гарантированно  нормального  способа  контроля .Особенно на 2  контурных  системах
Ремонт американских авто.запчасти .
Филиал "Тульская"8(967)092-7673

Покупать Внедорожник живя в городе - все равно что месяц не снимать презерватив ради  одного удачного дня. (С) Кларксон

Оффлайн Акулыч

  • Модератор
  • Подполковник Клана
  • *
  • Сообщений: 4872
  • зачОООтка: +89/-3
  • Откуда: Москва. Ясенево.
  • Экспресс 4х4 2004г. 6.0+6L80
Спасибо Сергей.
Ждал что ты подключишься.
Учиться никогда не поздно, но иногда, бесполезно.

Оффлайн i-man

  • Модератор
  • Подполковник Клана
  • *
  • Сообщений: 5471
  • зачОООтка: +35/-2
  • Откуда: Москва, СЗАО
Вот это ты выдал!!!
И спасибо, и в зачетку :afro:
Тахыч '95 5,7 TBI
В миру Алексей.

Оффлайн Акулыч

  • Модератор
  • Подполковник Клана
  • *
  • Сообщений: 4872
  • зачОООтка: +89/-3
  • Откуда: Москва. Ясенево.
  • Экспресс 4х4 2004г. 6.0+6L80
Вот это ты выдал!!!
И спасибо, и в зачетку :afro:
Карантин, блин.
Дурью маюсь.
Учиться никогда не поздно, но иногда, бесполезно.

Оффлайн Sewa

  • Полковник Клана
  • ****
  • Сообщений: 10768
  • зачОООтка: +260/-8
  • Откуда: Москва
  • Авто: CHEVROLET TRACKER
я уже несколько лет сам заправляю и дозаправляю кондеи в своих авто ....
всё как выше описано - по давлению и по разнице температур ...
Chevrolet Blazer 94г. VORTEC4.3 TBI ,весь ручной ,чёрный - был / Tracker 01г. J20 АКПП ,в чёрном облезающем рапторе "малолитражка" -есть

Оффлайн Form

  • Патриот
  • Полковник Клана
  • ***
  • Сообщений: 9498
  • зачОООтка: +270/-10
  • Откуда: Иваново - Ивановская обл. - Россия
Для полного погружения в тему есть книжечка затейная П. Котзаогланианин
Файлик не прилепляется, кому надо могу на почту скинуть
делай что должно и будь что будет

Оффлайн i-man

  • Модератор
  • Подполковник Клана
  • *
  • Сообщений: 5471
  • зачОООтка: +35/-2
  • Откуда: Москва, СЗАО
Ну и фамилия!
Тахыч '95 5,7 TBI
В миру Алексей.

Оффлайн Акулыч

  • Модератор
  • Подполковник Клана
  • *
  • Сообщений: 4872
  • зачОООтка: +89/-3
  • Откуда: Москва. Ясенево.
  • Экспресс 4х4 2004г. 6.0+6L80
Для полного погружения в тему есть книжечка затейная П. Котзаогланианин
Файлик не прилепляется, кому надо могу на почту скинуть
Там все по тяжелому :) С специфичными терминами.
Картинки как раз оттуда. Их, видимо, все растащили, удобные. Все по русски.
217Мв в пдф-е.
http://fayloobmennik.cloud/5290825
Учиться никогда не поздно, но иногда, бесполезно.

Оффлайн Акулыч

  • Модератор
  • Подполковник Клана
  • *
  • Сообщений: 4872
  • зачОООтка: +89/-3
  • Откуда: Москва. Ясенево.
  • Экспресс 4х4 2004г. 6.0+6L80
Ну и фамилия!
Француз, адынако.
:)
Учиться никогда не поздно, но иногда, бесполезно.

Оффлайн Form

  • Патриот
  • Полковник Клана
  • ***
  • Сообщений: 9498
  • зачОООтка: +270/-10
  • Откуда: Иваново - Ивановская обл. - Россия
Для полного погружения в тему есть книжечка затейная П. Котзаогланианин
Файлик не прилепляется, кому надо могу на почту скинуть
Там все по тяжелому :) С специфичными терминами.
Картинки как раз оттуда. Их, видимо, все растащили, удобные. Все по русски.
217Мв в пдф-е.
http://fayloobmennik.cloud/5290825
Оно самое.
Но книга не тяжелая, все доступно и по полочкам.
делай что должно и будь что будет

Оффлайн rostoffdon

  • MobilOil club
  • Полковник Клана
  • *
  • Сообщений: 11501
  • зачОООтка: +106/-5
  • Откуда: Ростов н/Д
  • учусь ездить на хостых оборотах - 7.4 )))
Для полного погружения в тему есть книжечка затейная П. Котзаогланианин
Файлик не прилепляется, кому надо могу на почту скинуть
Там все по тяжелому :) С специфичными терминами.
Картинки как раз оттуда. Их, видимо, все растащили, удобные. Все по русски.
217Мв в пдф-е.
http://fayloobmennik.cloud/5290825

Так то и втвой текст особо не вникал, не умаляя знания предмета.
Есть спец по кондеям, у него обслуживаюсь и доволен.
Suburban 1996, К 2500,  7,4

Оффлайн rewers22

  • Подполковник Клана
  • ****
  • Сообщений: 7445
  • зачОООтка: +269/-18
  • Откуда: Москва.Центр
  • зверуша
Учитывайте   что  книга  рассматривает  системы  с ТРВ
У  нас  системы для  дросселирования  используют орифейс тьюб- это  всего лишь не регулируемый  дроссель  и  контроля  перегрева  испарителя  не  осуществляют -  просто  делают  систему  с большим "избытком"  и  доиспаряют   в  осушителе.
Ремонт американских авто.запчасти .
Филиал "Тульская"8(967)092-7673

Покупать Внедорожник живя в городе - все равно что месяц не снимать презерватив ради  одного удачного дня. (С) Кларксон

Оффлайн Ivan Petrovich

  • Призывник Клана
  • Сообщений: 22
  • зачОООтка: +1/-0
  • Откуда: Хорошее
  • Chevy-clan. Мы везде!
    • https://www.etxt.ru/admin.php?mod=tasks&lib=task&act=view&id_task=46497449
  • Авто: Копейка
Итак.
Дозаправка для «чайника»
Как это работает.
Можно просто поехать в сервис или остановиться у придорожного «Заправка кондиционера за 1000руб.», только при этом важно понимать, за что платишь деньги, чтоб не жаловаться потом, что не работает/не холодит нифига.

Сказать спасибо, значит ничего не сказать. В такой ситуации, в которой мы оказались остается только учиться. И это информация как нельзя кстати. Так как все закрыто или цены подскочили до небес. Я столько тратил на дозаправку, ну а теперь сам это буду делать. Все придельно понятно и легко. Спасибо от души.
« Последнее редактирование: Апреля 09, 2020, 01:06:17 pm от Ivan Petrovich »