Не претендую на авторство и единственную истину - но вроде все ГРАМОТНО расписано
Почему же величина компрессии в 10 атм является тем пороговым значением, после достижения которого двигатель вступает в предкризисную стадию эксплуатации с быстрым ухудшением всех рабочих параметров (перерасход топлива, расход масла на угар, снижение мощности и приемистости, повышение дымности и токсичности выхлопных газов)?
В бензиновых двигателях (с принудительным воспламенением от искры) топливо в камере сгорания для полного сгорания должно находиться в газообразном состоянии. Степень испарения топлива перед воспламенением зависит от температурных пределов его выкипания (фракционного состава) и температуры, до которой разогревается рабочая смесь в процессе сжатия.
В настоящее время с целью увеличения выхода бензина из нефти расширен фракционный состав бензинов. Если согласно ранее действовавшим ГОСТам компоненты бензина должны испаряться в диапазоне 35- 185 0С - для зимних и 195 0С - летних бензинов, то по действующим стандартам конец выкипания бензинов сдвинут до 215 0С для всех бензинов.
Рис.2 Влияние температуры конца кипения бензинов на износ цилиндров
Утяжеление фракционного состава топлива крайне отрицательно сказывается на ресурсе двигателей. Повышение температуры конца перегонки бензина со 195 0С до 215 0С приводит к ускорению износа цилиндров в 1,5 –2 раза, а при повышении этой характеристики топлива до 250 0 С износ увеличивается более чем в 5 раз.
Такой характер данной зависимости объясняется следующим. При снижении компрессии в цилиндрах одновременно уменьшается и температура, до которой разогревается топливная смесь в процессе сжатия. Для дизелей роль этого фактора на ухудшение работы очевидна: при снижении компрессии и, соответственно, температуры сжимаемой смеси ниже критического порога самовоспламеняемости (для дизельного топлива примерно 300-400 0С) дизель просто не запускается.
При давлении в надпоршневом объеме 12 атм температура смеси ниже 120 0С; т.е. компоненты топлива с температурой кипения превышающей это значение (до 50 % от количества подаваемого бензина ) находятся в жидком состоянии. Поэтому приемистость, мощностные характеристики и расход топлива таких двигателей уступают соответствующим характеристикам двигателей с более высокими значениями компрессии.
При компрессии меньшей 10 атм повышение температуры смеси в камере сгорания составляет всего 50 0С, а значит до 90 % бензина находится в жидком состоянии. В этом случае бензин может заливать свечи при запусках, а часть топлива, конденсируясь на охлаждаемых стенках цилиндров, смывает масляную пленку с цилиндров и стекает в картер.