Данная статья была написана многоуважаемым членом Chey-Clan'а, известного Вам под никнеймом VBV455-99.В конце статьи Вы найдете ссылки для скачивания на свой компьютер в формате MS Word, для последующей печати.
В скором будущем эта и другие материалы будут доступны на основном сайте www.chevy-clan.ru в разделе статьи или полезная информация.Основные изменения административного законодательства,
устанавливающего ответственность в области
безопасности дорожного движенияДлительные дискуссии сторонников и противников целесообразности ужесточения административной ответственности за нарушения Правил дорожного движения утратили свою актуальность после того, как президент России 24 июля 2007 года поставил свою подпись под текстом Федерального закона № 210-ФЗ, которым вводятся изменения и дополнения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Значительная часть нововведений, посвященная проблемам совершенствования процесса обеспечения безопасности дорожного движения, сразу же стала предметом критической оценки со стороны специалистов в области юриспруденции, представителей средств массовой информации и, естественно, водителей. Одни упрекают законодателей в излишнем радикализме, другие – в попрании основных принципов права, третьи высказываются о половинчатости принятых норм.
При всём этом разнообразии мнений невозможно отрицать определённый прогресс в деле урегулирования взаимоотношений на дорогах страны. Насколько позитивный характер носит новая редакция административного законодательства в той части, что определяет меру ответственности за нарушения Правил дорожного движения, в полной мере можно будет оценить только спустя некоторое время.
Знакомясь с внесенными в Кодекс изменениями и дополнениями, представляющими интерес для участников дорожного движения, их можно разделить на три условные группы. Первая включает в себя изменения, касающиеся основополагающих принципов определения вины и наложения административного взыскания. Вторая группа объединяет конкретные изменения ряда составов правонарушений и санкций за выполнение требований правил и норм в области безопасности движения на дорогах. И, наконец, третья вобрала в себя нововведения, затрагивающие меры обеспечения производства по делам о нарушениях Правил дорожного движения, особенности применения этих мер и порядок административного производства по делам данной категории.
В первой из названных групп обращает на себя внимание частичное ограничение законодателем действия принципа презумпции невиновности, касающегося владельцев транспортных средств. Так, данный принцип не распространяется на административные правонарушения в области дорожного движения в случае их фиксации работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи. Следом за этим законодатель отдельно оговорил особенности административной ответственности собственников либо владельцев транспортных средств, попавших в поле зрения этих, пока диковинных для России, приборов контроля. Следуя духу Кодекса, в случае фиксации нарушения Правил дорожного движения специальными техническими средствами, работающими в автоматическом режиме, к ответственности будут привлекаться собственники либо владельцы транспортных средств. Размер наказания при этом не может превышать минимально возможной штрафной санкции применяемой статьи. В том случае, если в ходе проверки по данного рода нарушениям будет установлено, что в момент фиксации нарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица либо к данному моменту выбыло из обладания собственника в результате противоправных действий других лиц, то тот освобождается от административной ответственности.
В развитие концепции ужесточения ответственности водителей транспортных средств за совершение наиболее опасных нарушений Правил дорожного движения, законодатель увеличил с двух до трёх лет максимально возможный срок лишения права управления автомобилем или мотоциклом. Одновременно внесены уточнения в перечень правонарушений, за совершение которых в отношении водителя применяется административный арест сроком до пятнадцати суток.
Такая суровая мера предусмотрена для тех, кто будучи лишённым права управления, позволил себе сесть за руль. Аналогичное наказание ожидает водителя не имеющего либо лишенного права управления транспортом, если выяснится, что он находится в состоянии опьянения, а также если такой водитель откажется от прохождения соответствующего освидетельствования на предмет опьянения. Исключение составляют лишь беременные женщины и женщины, имеющие детей в возрасте до четырнадцати лет, а также лица не достигшие восемнадцати лет и инвалиды I и II групп, для которых в качестве санкции предусмотрен штраф в размере пяти тысяч рублей.
Анализируя вторую группу изменений в Кодексе следует отметить, что наряду с ужесточением наказаний законодатель постарался учесть и максимально устранить все имевшиеся ранее неточности и неоднозначности формулировок, встречавшиеся в диспозициях статей административного законодательства.
В числе подобных уточнений первым идёт понятие нечитаемого государственного регистрационного знака, согласно которому он признаётся нечитаемым, если с расстояния двадцати метров не обеспечивается прочтение в темное время суток хотя бы одной из букв или цифр знака, закреплённого на задней части транспортного средства, а в светлое время суток – хотя бы одной из букв или цифр знака, укреплённого на передней или задней части автомобиля.
Внимания заслуживает внесённое, казалось бы, незначительное дополнение, в соответствии с которым административной ответственности подлежит и водитель транспортного средства, не имеющий при себе талона о прохождении Государственного технического осмотра.
В числе знаковых примеров ужесточения наказания за нарушения требований Правил дорожного движения следует признать существенное увеличение ответственности для той части водителей, что пренебрегают ремнями безопасности, которым грозит исключительно штраф в размере пятисот рублей. Аналогичное наказание предусмотрено и для мотоциклистов, предпочитающих не одевать либо не застёгивать шлем.
Существенно, до двух с половиной тысяч рублей, увеличен штраф для той части водителей, что рискнут сесть за руль не имея на это права. А в случае, если ранее наложенное наказание в виде лишения права управления не возымело своего действия и водитель вновь оказался за рулём, его ожидает встреча с мировым судьёй – именно ему законодатель предоставил возможность решать, сколько, из пятнадцати предусмотренных Кодексом, суток предстоит провести нарушителю под административным арестом. Аналогичное наказание ожидает и тех, кто позволил себе управлять автомобилем или мотоциклом в состоянии опьянения будучи уже лишенным водительского удостоверения либо не имея такового изначально.
Одним из новшеств рассматриваемого административного закона можно считать введение понятия повторности в качестве самостоятельного состава административного правонарушения. Хотя подобный принцип построения диспозиции статьи был достаточно распространён в прежнем административном кодексе об административных правонарушениях, действовавшем до 1 июля 2002 года.
Повторность деяния, как самостоятельный состав правонарушения в области безопасности дорожного движения, фигурирует в Кодексе дважды. В их числе повторное управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения или передача управления лицу, находящемуся в состоянии опьянения, и вновь совершенное нарушение правил проезда железнодорожного переезда (выезд на переезд при закрытом или закрывающемся шлагбауме либо при запрещающем сигнале светофора или дежурного по переезду, за пересечение пути вне переезда, а равно за остановку или стоянку непосредственно на переезде). Исходя из той высокой степени опасности, которую представляют собой данные нарушения, законодатель предусмотрел соответствующее усиление ответственности. Для первого предусмотрен административный арест сроком до пятнадцати суток, а для второго – лишение права управления транспортным средством сроком на один год.
Следуя по пути оттачивания формулировок, позволяющих исключить разночтения в толковании тех или иных правонарушений, законодатель достаточно много внимания уделил этой стороне вопроса. Так, наряду с увеличением штрафных санкций за превышение скорости, откорректированы термины, определяющие пределы превышения установленного лимита скорости движения автомототранспорта. Одновременно с этим усилена ответственность за превышение установленной скорости движения, где наиболее серьёзным представляется лишение права управления транспортным средством на срок от четырёх до шести месяцев за превышение скорости на величину более 60 км/час.
Впервые в действующий Кодекс законодатель ввёл ответственность за поворот либо разворот из, так называемого, «второго ряда». И пусть санкции за подобный проступок не столь велики – предупреждение либо штраф в размере ста рублей, примечателен сам факт внимания к подобному нарушению, принявшему в последнее время массовый характер.
Много споров и разночтений возникало вокруг выезда на полосу встречного движения. Желая расставить, что называется, все точки над «i», законодатель достаточно много внимания уделил проработке как самого понятия, так и ответственности за подобное нарушение. Отныне любой выезд на сторону дороги, предназначенную для встречного движения, связанный с нарушением Правил дорожного движения наказуем. Только ответственность, образно говоря, за «траекторию нарушения» разная. И если за поворот налево или разворот, либо движение по трамвайным путям встречного направления карается штрафом от одной до полутора тысяч рублей, то во всех иных случаях водителя ожидает безальтернативное лишение права управления сроком от четырёх до шести месяцев. Здесь будет нелишним заметить, что законодатель достаточно радикально отнёсся и к ставшим нередким фактам езды по тротуарам, установив за подобное деяние штраф в размере двух тысяч рублей.
Значительные изменения претерпели нормы Кодекса, определяющие ответственность за нарушения правил перевозки грузов. Законодатель, видоизменив ранее существовавшие диспозиции статей и введя новые, более конкретно прописал ответственность водителей, осуществляющих перевозку грузов, и должностных лиц, отвечающих за организацию перевозок.
В частности, в самостоятельные составы правонарушений выделены нарушения правил перевозки крупногабаритных либо тяжеловесных грузов и нарушения порядка транспортировки опасных грузов. Под стать значимости данной проблемы в деле обеспечения безопасности движения и суровость санкций, где для водителей транспортных средств в качестве наиболее суровой меры ответственности возможно применение шестимесячного лишения права управления, а для организаций, допустивших нарушения правил перевозки грузов данной категории, предусмотрен штраф, верхний предел которого составляет пятьсот тысяч рублей.
В качестве одной из мер, призванной сдержать растущий уровень аварийности и травматизма на дороге, законодатель посчитал необходимым увеличить до полутора лет срок лишения права управления транспортным средством для водителей, по вине которых в результате дорожно-транспортного происшествия люди получили ранения легкой либо средней тяжести. В тех случаях, когда в нарушение установленного Правилами дорожного движения порядка водитель покинет место дорожно-транспортного происшествия, в качестве санкции Кодексом предусмотрено лишение права управления транспортным средством на срок от одного года до полутора лет либо административный арест на срок до пятнадцати суток.
Одновременно с этим законодатель устранил имевшийся в Кодексе пробел в части определения меры ответственности для водителей, нарушивших требования Правил дорожного движения о запрещении употреблять алкогольные напитки, наркотические или психотропные вещества в период от момента совершения дорожно-транспортного происшествия либо после остановки сотрудником милиции и до проведения освидетельствования на предмет наличия состояния опьянения. Для допустивших подобное водителей предусмотрено безальтернативное наказание в виде лишения права управления на срок от полутора до двух лет.
Не лишним будет упомянуть о существенном увеличении до пятисот рублей размера штрафа за нарушение водителями транспортных средств правил движения в жилой зоне и о введении административной ответственности в виде трёхсотрублёвого штрафа за пользование водителем транспортного средства телефоном, не оборудованным техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук.
продолжение ниже ....
vbv455-99. 1 августа 2007 года