Автомобили Американского производства на фронтах Великой Отечественной Войны. На фронтах Великой Отечественной войны в Красной Армии использовали следующие автомобили: броневики БА-10 и -64, джипы «Виллис MB», «Додж WK51,ГАЗ-67Б, легковой ГАЗ-61, амфибию «Форд GPW», санитарный ГАЗ-55 и грузовые ЗИС-5, -5В, -6, -42 ГАЗ-ММ, ГАЗ-AAA, ГАЗ-53,-60, «Студебекер US-6» и «Шевроле GJ 107».
Кабина водителя ранее облицовывалась стальным листом, а на ЗИС-5В она обшивалась деревянными рейками. Это позволило сэкономить на каждой машине 124 кг дефицитного металла. Деревянными на этой модели были также подножки и обшивка рулевого колеса. Грузовую платформу тоже упростили: у нее откидывался лишь один задний борт. Устанавливали одну фару, тормозами снабжали только задние колеса. Автомобиль ЗИС-5В использовали не только для транспортирования грузов и людей, но и в боевых условиях для перевозки боеприпасов и специального технического оборудования. На шасси автомобиля ЗИС-5 и его длиннобаз-ной модификации ЗИС-12 монтировались прожекторные и зенитно-артиллерийские установки, походные ремонтные мастерские, а также оборудование для транспортировки понтонов.
Хорошо зарекомендовали себя трехосные автомобили ЗИС-6. Хотя их производство прекратилось во второй половине 1941 г., они широко использовались в войсках: буксировали артиллерийские орудия, служили базой для бензозаправщиков и походных мастерских по ремонту танков, самолетов, пушек. На них устанавливали звукоулавливатели, передвижные электростанции, оборудование для аэростатов воздушного заграждения, а также (в начале войны) установки реактивной артиллерии БМ-13 («Катюши»).
Одно из ведущих предприятий автомобильной промышленности — ГАЗ — в годы войны продолжал выпуск грузовых автомобилей ГАЗ-ММ и ГАЗ-AAA. Их конструкция была предельно упрощена. Как и у автомобиля ЗИС-5В, у них не было передних тормозов, крылья изготовлялись посредством гибки вместо штамповки, тонкий стальной лист в деталях кабины заменили деревом и брезентом, боковые борта грузовой платформы сделали неоткрывающимися. До 1943 г. самая массовая модель ГАЗ-ММ выпускалась даже без дверей — их заменяли брезентовые пологи.
Самой распространенной в годы войны трехосной моделью грузового автомобиля являлся ГАЗ-AAA. Эти грузовики выпускались вплоть до середины 1943 г. Они являлись не только транспортными средствами — их шасси в разных модификациях применялись для бронеавтомобилей, штабных автобусов, топливозаправщиков, радиолокационных станций дальнего обнаружения, походных мастерских.
Весьма важной задачей для ГАЗа был выпуск легковых полноприводных автомобилей, которые могли бы использоваться в сельской местности, а в случае войны выполнять функции связных и командирских машин, тягачей легких артиллерийских систем. Многие ведущие автомобильные заводы мира в конце 30-х гг. уже создали подобные модели. И в этой связи следует отметить дальновидность руководства завода, которое в предвоенные годы поручило конструкторам разработать такой автомобиль. Новый ГАЗ-61 имел 6-цилиндровый двигатель ГАЗ-11 мощностью 85 л.с. и привод на все колеса. Предусматривался выпуск трех разновидностей автомобиля: ГАЗ-61-40 с открытым кузовом, ГАЗ-61-73 с закрытым кузовом, унифицированным с кузовом автомобиля ГАЗ-MI, и ГАЗ-61-417 с кузовом пикап. Испытания показали блестящую проходимость и хорошие динамические качества машины.
Несколько сотен машин ГАЗ-61-417 грузоподъемностью 0,4 т с упрощенной брезентовой кабиной использовали в битвах под Москвой и на других фронтах для буксировки легких противотанковых орудий, а также как связные и командирские машины.
Во время второй мировой войны Советская Армия получила из Америки по ленд-лизу 477 785 автомобилей, не считая запчастей, из которых можно было собрать еще 52 000 машин. Самыми популярными стали командирские автомобили «Виллис MB», «Форд GPW» и грузовики автофирм «Студебекер» и РЕО (REO).
ЗИС-42М. 1943 г.
В период Великой Отечественной войны советскими автомобильными частями было перевезено 100 млн. т грузов.
В годы второй мировой войны в СССР не прекращались работы и над легковыми автомобилями высшего класса. Так, в сентябре 1942 г. по приказу Сталина было организовано конструкторское бюро по проектированию легкового автомобиля ЗИС-110, прообразом которого стала одна из моделей «Паккарда».
В качестве командирской машины еще перед самой войной была разработана модель ГАЗ-64. Ее конструкция являлась более технологичной, была привязана к конкретной производственной базе и поэтому считалась более предпочтительной. Этот первый советский джип был спроектирован в рекордно короткий срок — за 2 месяца и уже осенью 1941 г. стал поступать в Красную Армию.
В конце 1942 г. у автомобиля ГАЗ-64 для повышения боковой устойчивости была увеличена колея обоих ведущих мостов, изменен кузов, и модель стала называться ГАЗ-67 После еще одной модернизации в 1944 г. она получила индекс ГАЗ-67Б и выпускалась до 1953 г.
Взяв от своих предшественников все конструктивно лучшее, автомобиль ГАЗ-67Б стал надежной, простой в эксплуатации и ремонте машиной. Неприхотливый двигатель работал на любом бензине, что было важно в годы войны. Хорошую проходимость автомобилю обеспечивали рациональное распределение массы по осям, довольно большой дорожный просвет, малые свесы кузова спереди и сзади. Машина могла перевозить четырех человек и буксировать прицеп массой 800—1000 кг. О возможностях автомобиля ГАЗ-67Б можно судить по тому, что на низшей передаче он развивал максимальное тяговое усилие на 18% большее, чем известные джипы тех лет «Виллис MB» и «Форд GPW», которые располагали двигателями с менее гибкой характеристикой.
«Виллис MB». 1942 г.
В отличие от «Виллиса» ГАЗ-67 свободно вмещал четырех бойцов в зимней одежде и с полной выкладкой. В других странах конструкторы независимо от наших пришли к тем же техническим решениям. В 1942 г. был выпущен всем теперь известный джип марки «Виллис». Несколько позднее появились джипы других зарубежных марок.
Особое место в производственной программе наших автомобильных заводов в годы войны занимали газогенераторные автомобили. Их системы питания, включая газогенераторы, были сконструированы еще в предвоенные годы специалистами НАМИ, и техническая документация на них передана ЗИСу и ГАЗу.
Газогенераторные модификации моделей ГАЗ-ММ и ЗИС-5 начали выпускаться незадолго до войны. При жестком лимите в военные годы на жидкое топливо газогенераторные автомобили широко использовались для тыловых транспортных операций и обслуживали народное хозяйство. Так, например, с начала блокады Ленинграда половина автомобилей города, Ленинградского фронта и Балтийского флота была оснащена газогенераторами.
Автомобильные части широко привлекались для обеспечения маневра войск. Так, 24 июня 1941 г. успешно прошла первая в ходе войны массовая оперативная перевозка автомобилями четырех стрелковых дивизий из района города Слоним для ввода их в бой с прорывавшимися частями противника.
Легендарную славу приобрела транспортная магистраль «Дорога жизни», проходившая по Ладожскому озеру. Она являлась единственной стратегической артерией, связывавшей осажденный немецко-фашистскими войсками Ленинград с Большой землей. На ней во время ледостава работало круглосуточно около 4 тыс. автомобилей ГАЗ-ММ и ЗИС-5 и небольшое количество 5-тонных грузовиков ЯГ-4, трехосных ЗИС-6, а также автобусов.
Автомобильная магистраль, получившая название «Дорога жизни», была проложена по льду Ладожского озера. Вдоль нее располагались ремонтные мастерские для машин, на каждом километре стояли регулировщики, через каждые 5 км были расположены пункты забора воды. Зенитная артиллерия и истребители защищали небо над магистралью, а десятки снегоуборочных машин поддерживали ровную поверхность дороги, ликвидировали заносы. Средняя скорость движения составляла 35—40 км/ч. Ведя машины днем и ночью (ночью без света или с замаскированными фарами, ориентируясь по фонарикам-мигалкам, поставленным через 100—200 м), совершая по четыре рейса в смену под обстрелом вражеской артиллерии, водители показывали примеры героизма. «Дорога жизни» помогла войскам, стоявшим на защите Ленинграда, отстоять город. По ледовой трассе было доставлено в город 360 тыс. т продовольствия, боеприпасов и топлива, вывезено полмиллиона детей, стариков и больных. Заслуга колесной техники, которая участвовала в военных действиях, неоспорима. Военные машины, бронетанковая и мотострелковая техника были не только средством поддержки пехоты, но и использовались для выполнения сложных боевых задач. Условия боевых действий войн начала XX в. настоятельно потребовали возникновения таких новых видов автомобилей, как бронемашина, оборудованная пулеметами, пушками и даже ракетными установками. Мир стал свидетелем первых войн, которые можно смело назвать «войнами моторов».
GMC колесной системы 6x6 производился для американской армии по программе стандартизации, начавшейся в 1939 году и предусматривавшей переход на два типа машин каждого класса, которые должны были иметь максимальное число общих узлов и агрегатов. Грузовики GMC получили прозвище «Джимми», они поставлялись в Британию по ленд-лизу еще до вступления США в войну. Они с честью прошли все театры войны, включая и Восточный фронт (значительное число машин было поставлено в СССР). «Джимми» сыграли большую роль в действиях союзников после высадки в Нормандии в 1944 году, с их помощью к линии фронта доставлялись необходимые грузы (не будем забывать, что поначалу эти грузы приходилось везти едва ли не через всю Францию).
Помощь в подборе материала Alex 177
Источник:
http://www.bibliotekar.ru