Так как "чукча не писатель, чукча читатель", напишу общее впечатление от поездки максимально кратко.
Поехали из-за возможности взять выходные 24-го апреля в ночь из Перми в сторону Уральска через Уфу, Оренбург, Илек. Экипаж 3 человека, все с правами, машина Шевроле Тахо 2004 г.в., лифт, 35-е колеса МТ. На поездку планировали 10 дней.
Ехали одной машиной, меняясь поочередно за рулем. Границу пересекли за 5-10 минут, а вот на той стороне вышла заминка. Вагончики со страховщиками были закрыты, но пограничник заверил, что вот-вот приедут работники. В итоге выспались в машине за 7 часов ожидания (с 01.00 до 8.00) хорошо
. Страховка оказалась неожиданно высока-2800 р за 15 дней. Одновременно с нами стояли 4 автомобиля с Уфы с Алексеем Тулуповым на УАЗе "WAYFARER" и они тоже "неприятно" были удивленны стоимостью страховки, т.е. это совсем недавнее новшество казахов.
Деньги поменяли в Уральске по курсу 3.6 т/руб в Kaspi Bank.
Далее по поездке до Бейнеу рассказывать особенно нечего-много патрулей, достаточно заправок КазМунайГаз (а заправлялись в 95% только на них и проблем не знали), стоимость 92-го бензина 99 тг, преимущественно отличные дороги.
От Бейнеу по достопримечательностям решили ехать против часовой стрелки. От Бейнеу до Шетпе 80% отличного нового асфальта и остальное либо ремонтируется, либо перестраивается.
После Шетпе поехали на конкреции, хотя в остальных местах далее по дороге много раз встречали шаровидные конкреции, поэтому посоветовал бы не ездить специально на них.
Далее поехали на север и вдоль берега Каспия по степным колеям проехали до Форт Шевченко и далее в Актау.
Источник Самал N44 12.909 E51 59.484. Кто туда поедет на мотоциклах или с детьми, будьте осторожны-на подъезде к источнику есть дом с очень злыми алабаями, которые гнались за машиной около километра.
Гора Шеркала
Шакпат Ата
Жыгылган (упавшая земля)
Кто любит подводную охоту, советую поехать на 48 км по дороге Форт-Шевченко - Актау, свернуть направо к берегу моря и вдоль берега проехать на север до строений. Там живет семья рыбака Марата, в его собственности 2 бухты с чистой, но холодной водой и ракушечными пляжами. За стоянку нам объявили 300 тг за человека дневка и 500 тг ночевка.
Актау - большой и чистый город, но вот с набережной не все радостно - вода грязная, берег не обустроен.
Дальше на юг и затем на восток.
Пески Сенека
Гора Бокты и долина
И красивое завершение обзора достопримечательностей - Урочище Босжира
Далее по компасу строго на север и через 150 км отвратительной степной колеи вышли в 70 км западнее Бейнеу, тем самым закольцевав маршрут. Далее по уже знакомой дороге поехали в сторону дома.
Машина не подвела, проблем отмечено не было. Но после поездки стучит подвеска, необходимо перетряхивать (опять наверно верхние шаровые). Не раз выручало то, что машина лифтована - проезд на берег через камни, движение в степной грузовой колее. Расход за поездку по бортовику составил 15.5 л/100 км, по чекам 16 л/100 км. Считаю неплохо. Бака хватало на перегоны между городами, хотя запас топлива имелся в 2х канистрах Экстрим (17.5х2=35 л). Поездка заняла 9 дней, пройдено 6330 км.
Особенностью езды по местным плохим и степным дорогам для меня (понимаю, что не откровение для многих) явилось стравливание колес до 1.5-1.6 атм, после чего эти самые дороги если и не становились автобанами, то уж комфортабельней точно было ехать
. Бывало ехали со скоростью 80 км/час.
Описывать сами места не получается, это нужно видеть. Есть желание вернуться и пройти, посмотреть, запечатлеть все места, что пропустил.